Тема самообразования:
«Сетевое взаимодействие как одна из форм организации
внеурочной деятельности обучающихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО»
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)

Системно - деятельностный подход, положенный в основу ФГОС НОО, определяет новые формы организации образовательной деятельности. Для формирования метапредметных результатов требуется не занятие, а учебная ситуация. Это требует от педагога использование соответствующих методических материалов, современных технологий. Особое значение в новых стандартах придается формированию ИКТ- компетентности.
Отсюда возникает потребность в повышении уровня информационной компетентности. В содержании ФГОС нового поколения отмечено, что «в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут навыки работы с информацией».
Опыт практической работы в начальной школе показал, что роль начального обучения в развитии информационной компетентности имеет решающее значение для последующего обучения, поэтому обращение к данному вопросу представляется весьма актуальным.
В связи с этим в период с 2012 по 2015 год наша школа участвовала в работе областной экспериментальной площадки по теме: «Развитие информационной культуры младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО».
Целью работы площадки было решение проблемы формирования информационной культуры обучающихся в процессе обучения в условиях внедрения ФГОС НОО.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть сущность, содержание и структуру информационной культуры обучающихся в обучении;
- выделить педагогические средства, направленные на формирование информационной культуры обучающихся в процессе обучения на основе УМК «Гармония», - апробировать систему работы по формированию информационной культуры школьников, описать свой опыт работы.
В рамках работы областной экспериментальной площадки учителя нашей школы участвовали в различных областных конкурсах «Организация проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО, её педагогические и социальные эффекты» в номинации «Исследовательский проект» - 1 место; участники регионального конкурса сайтов в номинации «Сайт ШМО учителей начальных классов»
Проектные работы обучающихся, выполненные под моим руководством, получили высокие оценки на конкурсах различных уровней. Ежегодно в нашей школе проводится школьный этап учебно – исследовательского конкурса «Будущее в наших руках», где обучающийся нашего класса Марков Егор становился всегда победителем.
Третий год проводится муниципальный конкурс учебно – исследовательских и проектных работ школьников «Будущее в наших руках», где обучающийся нашего класса Марков Егор также становился всегда победителем.
В 2016 году в г. Арзамасе состоялся XI Региональный конкурс исследовательских работ и проектов детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я – исследователь», участником которого стал Марков Егор с проектом «Моё любимое число».
В целях обмена опытом участвовала в зональном семинаре – совещании «Основные подходы по реализации Концепции воспитания и Стратегия развития образования. Опыт. Результаты. Перспективы» в творческой площадке «Социальное проектирование как ресурс развития общего и дополнительного образования» с выступлением «Формирование читательской компетенции учащихся в рамках проектной деятельности. Из опыта работы педагога дополнительного образования».
Продолжением этой работы стало участие школы в реализации сетевого инновационного проекта ГБОУ ДПО НИРО по теме "Развитие информационной культуры участников образовательных отношений в процессе реализации сетевых проектов в начальной школе", в рамках которого я начала работать по теме «Сетевое взаимодействие как одна из форм организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО».
С чем связан этот выбор? Работая с детьми младшего школьного возраста, я постоянно нахожусь в поиске таких приёмов работы, которые бы повысили мотивацию и эффективность учебной деятельности. Одним из них является включение обучающихся в проектную деятельность, в частности в сетевые проекты. В условиях стандартной классно-урочной системы учитель не всегда находит время на организацию "живого" взаимодействия обучающихся, не говоря уже о сетевом. Эту проблему решает внеурочная деятельность.
В рамках работы над данной темой самообразования я изучила методическую литературу по вопросу организации сетевых проектов, совместно с обучающимися приняла участие в сетевых проектах, инициированных другими педагогами и создали с коллегой Марковой С.Е. собственный сетевой проект «Зимняя сказка» в рамках своей школы. В настоящее время работаем над созданием нового сетевого проекта «Покорители космоса», приуроченного к празднованию Дня космонавтики, который будет реализован в рамках ГМО учителей начальных классов.
Сетевой проект – совместная деятельность партнеров, участников проекта, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, направленная на достижение совместного результата.
Эта деятельность может быть:
- игровая;
- исследовательская;
- творческая;
- учебно-познавательная.
Сетевые проекты педагогически оправданы, когда предусматривается:
- организация интерактивных дидактических игр;
- сбор разнообразных фактов, данных из разных городов, регионов, стран;
- сопоставление наблюдений за природными, физическими, социальными явлениями; проведение совместных практических экспериментов;
- проведения экологических, социологических проектов, разработка туристических маршрутов, создание виртуальных музеев, путешествий;
- создания совместных творческих продуктов.
Нужны ли сетевые проекты в школе? Почему? Сетевые проекты в школе необходимы. В них создается сетевая среда, которая дает возможность каждому обучающемуся продвигаться в определенном им самим темпе, находить и размещать информацию в оптимальном объеме, участвовать в коммуникации с участниками проекта в реальном и отсроченном времени, взаимодействовать с обучающимися других школ, городов, стран.
Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета.
Средства организации такой совместной деятельности включают:
1) электронную почту;
2) списки рассылок;
3) электронные доски объявлений
4) средства поиска информации в Интернете,
5) социальные сетевые сервисы.
6) дискуссионные группы, форумы
7) средства общения в реальном и отложенном времени,
8) аудио- и видеоконференции.
Эта деятельность (сетевое общение) организована участниками проекта на специально отведённой для проекта виртуальной площадке, адрес которой доступен для каждого участника проекта.
Для размещения проекта может быть выбрана любая удобная платформа: блог, сайт или вики.
За последние 3 года мы со своими ребятами приняли участие в следующих сетевых проектах:
Всероссийский сетевой проект «Улицы хранят их имена» ( май 2016 Анцифорова Василиса – участник);

Всероссийский сетевой проект « Новый год у ворот», организованного педагогическим порталом«Gold - творчество», (декабрь 2016 команда «Весёлые снеговички»);

Межрегиональный сетевой проект «Союзмультфильм представляет…» (декабрь 2016, команда «Просто так» - призёр);


Региональный сетевой проект «Очень интересные разные профессии» на сайте www.wiki.vladimir.i-edu.ru (февраль 2017, команда «Умельцы» - 1 место);


Всероссийский проект «Жизнь дана на добрые дела» по творчеству Е.А. Пермяка », организованного педагогическим порталом«Gold – творчество» (ноябрь 2017, участие).

В процессе работы над сетевым проектом обучающиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.), могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.
Взаимодействуя в сетевом проекте, школьник овладевает метапредметными компетентностями в различных образовательных областях. У школьника формируются такие качества личности, как гибкость мышления, умение вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу.
Сетевой проект – реальный путь совершенствования не только обучающегося, но и учителя, который будучи вовлеченным в проектную деятельность, вынужден постоянно учиться.
Что даёт педагогу участие в сетевом проекте?
Сетевой проект – это то место, где встречаются обучающиеся и учителя для совместной деятельности, где происходит сотворчество и где образовываются не только дети, но и их педагоги, где в процессе работы обучающиеся обмениваются информацией, результатами собственных и совместных разработок, совместно редактируют документы, таблицы, презентации, получая, таким образом, сетевые образовательные продукты. При этом педагог повышает свою квалификацию, осваивает новые сервисы, проводит мониторинг сформированных компетентностей обучающихся. А также меняет свою позицию учителя: он становится координатором, наставником, тьютором, помогая участникам проекта продвигаться в проекте.
Какие навыки развиваются у школьников?
Взаимодействуя в сетевом проекте, школьник овладевает метапредметными компетентностями в различных образовательных областях. Кроме этого школьник овладевает еще и дистанционными компетенциями. У школьника формируются такие качества личности, как ответственность в принятии решений, гибкость мышления, умения решать проблему, вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу.
Существуют требования, которыми должен обладать сетевой проект:
1) обучающиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;
2) работа, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна;
3) организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы;
4) основным видом деятельности является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета;
5) возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов;
6) систематическая практика в совместной деятельности формирует самостоятельность и ответственность за собственную работу и работу всей группы;
7) обучающиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.).
Результатом реализации любого проекта, в том числе и сетевого, является создание проектного продукта. Продуктом проектной деятельности являются газеты, составление и публикация задач, диафильмы, мультимедийные презентации, выставка рисунков, словарик устаревших слов, подборка фразеологизмов и многое другое.
Начиная работу над проектом, наверняка каждый задумывается над тем, будет ли созданный проектный продукт использоваться дальше и будет ли полезен не только организаторам, координаторам и участникам.
Несомненно, что проектный продукт, который будет создаваться в ходе проведения проекта, должен быть практически ориентированным и востребованным после окончания проекта учителями и обучающимися при прохождении учебной программы. Как этого добиться? Этого можно достичь только при выполнении ряда условий:
· в первую очередь, проект должен быть ориентирован на изучение учебных разделов или тем какой-либо предметной области, основываясь на стандартах (чаще всего это бывает окружающий мир и литературное чтение);
· для создания проектного продукта необходимо использовать хорошо изученные обучающимися веб-сервисы. Каждый раз в проект приходят новички, а значит, должны быть подробные инструкции к выполнению заданий, с которыми они смогут разобраться самостоятельно;
· организатор проекта должен предусмотреть, что выбранная информационная технология для создания проектного продукта поможет обучающимся продемонстрировать свои знания и умения;
· содержание заданий проекта должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся и быть для них интересными;
· создавая проектный продукт именно сетевого проекта, необходимо понимать, что принимать участие будут обучающиеся с разных уголков нашей страны, а значит, задания должны помочь раскрыть специфику своего региона и не должны ущемлять обучающихся из маленьких и отдалённых школ.
Очень часто бывает, что при подготовке к урокам не хватает катастрофически времени для поиска дополнительного материала. В этом как раз и помогают сетевые проекты, а точнее, их проектные продукты. Это прекрасный материал для проведения уроков, внеклассных мероприятий.
Как показывает практика, новые формы организации занятий во внеурочной деятельности позволяют эффективно формировать универсальные учебные действия обучающихся, развивать познавательную и творческую активность. Участвуя в сетевых проектах, обучающиеся углубляют знания, проявляют свои способности; реализуют творческие возможности; приобретают опыт работы с сетевыми и телекоммуникационными средствами.
Таким образом, сетевой проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Сетевой проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод, что участие обучающихся в сетевых учебных проектах во внеурочной деятельности является эффективной формой учебной деятельности, способствующей повышению мотивации к изучению и выполнению требований ФГОС.
Хочу сказать как хорошо, что мы приобрели такой опыт. Не всё было гладко, но это не важно. Главное, мы попробовали! А останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Дети довольны, а значит, счастливы!
Не надо бояться нового! Дорогу осилит идущий!
