Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

 Сайт учителя начальных классов

МБОУ "Средняя школа №2 г. Навашино"

Нижегородской области

Зубовой Татьяны Владимировны

 

 

Будь терпелив в ожидании чуда.

И будь готов для встречи с ним в ребенке.

Ш. М. Амонашвили

Самообразование

 

 

Тема самообразования:

«Сетевое взаимодействие как одна из форм организации

 внеурочной деятельности обучающихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО»

 

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.   

(Н.Рыленков)

 

 

           Системно - деятельностный подход, положенный в основу ФГОС НОО, определяет новые формы организации образовательной деятельности. Для формирования метапредметных результатов требуется не занятие, а учебная ситуация. Это требует от педагога использование соответствующих методических материалов, современных технологий. Особое значение в новых стандартах придается формированию ИКТ- компетентности.

          Отсюда возникает потребность в повышении уровня информационной компетентности.         В содержании ФГОС нового поколения отмечено, что «в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут навыки работы с информацией».

         Опыт практической работы в начальной школе показал, что роль начального обучения в развитии информационной компетентности имеет решающее значение для последующего обучения, поэтому обращение к данному вопросу представляется весьма актуальным.

         В связи с этим в период с 2012 по 2015 год наша школа участвовала в работе областной экспериментальной площадки по теме: «Развитие информационной культуры младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

          Целью работы площадки было решение проблемы формирования информационной культуры обучающихся в процессе обучения  в условиях внедрения ФГОС НОО.

         Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- рассмотреть сущность, содержание и структуру информационной культуры обучающихся в обучении;

- выделить педагогические средства, направленные на формирование информационной культуры обучающихся в процессе обучения на основе УМК «Гармония», - апробировать систему работы по формированию информационной культуры школьников, описать свой опыт работы.

         В рамках работы областной экспериментальной площадки учителя нашей школы участвовали в различных областных конкурсах «Организация проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО, её педагогические и социальные эффекты» в номинации «Исследовательский проект» - 1 место; участники регионального конкурса сайтов в номинации «Сайт ШМО учителей начальных классов»

 

         Проектные работы обучающихся, выполненные под моим руководством, получили высокие оценки на конкурсах различных уровней. Ежегодно в нашей школе проводится школьный этап учебно – исследовательского конкурса «Будущее в наших руках», где обучающийся нашего класса Марков Егор становился всегда победителем.  

           Третий год проводится муниципальный конкурс учебно – исследовательских и проектных работ школьников «Будущее в наших руках», где обучающийся нашего класса Марков Егор также становился всегда победителем.

          В 2016 году в г. Арзамасе состоялся XI Региональный конкурс исследовательских работ и проектов детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я – исследователь», участником которого стал Марков Егор с проектом «Моё любимое число».

          В целях обмена опытом участвовала в зональном семинаре – совещании «Основные подходы по реализации Концепции воспитания и Стратегия развития образования. Опыт. Результаты. Перспективы» в творческой площадке «Социальное проектирование как ресурс развития общего и дополнительного образования» с выступлением «Формирование читательской компетенции учащихся в рамках проектной деятельности. Из опыта работы педагога дополнительного образования».

Продолжением этой работы стало участие школы в реализации сетевого инновационного проекта ГБОУ ДПО НИРО по теме "Развитие информационной культуры участников образовательных отношений в процессе реализации сетевых проектов в начальной школе", в рамках которого я начала работать по теме «Сетевое взаимодействие как одна из форм организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО». 

         С чем связан этот выбор? Работая с детьми младшего школьного возраста, я постоянно нахожусь в поиске таких приёмов работы, которые бы повысили мотивацию и эффективность учебной деятельности. Одним из них является включение обучающихся в проектную деятельность, в частности в сетевые проекты. В условиях стандартной классно-урочной системы учитель не всегда находит время на организацию "живого" взаимодействия обучающихся, не говоря уже о сетевом. Эту проблему решает внеурочная деятельность.

         В рамках работы над данной темой самообразования я изучила методическую литературу по вопросу организации сетевых проектов, совместно с обучающимися приняла участие в сетевых проектах, инициированных другими педагогами и создали с коллегой Марковой С.Е. собственный сетевой проект «Зимняя сказка» в рамках своей школы. В настоящее время работаем над созданием нового сетевого проекта «Покорители космоса», приуроченного к празднованию Дня космонавтики, который будет реализован в рамках ГМО учителей начальных классов.

         Сетевой проект – совместная деятельность партнеров, участников проекта, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, направленная на достижение совместного результата.

Эта деятельность может быть:

- игровая;

- исследовательская;

- творческая;

- учебно-познавательная.

Сетевые проекты педагогически оправданы, когда предусматривается:

  1. организация интерактивных дидактических игр;
  2. сбор разнообразных фактов, данных из разных городов, регионов, стран;
  3. сопоставление наблюдений за природными, физическими, социальными явлениями; проведение совместных практических экспериментов;
  4. проведения экологических, социологических проектов, разработка туристических маршрутов, создание виртуальных музеев, путешествий;
  5. создания совместных творческих продуктов.

       Нужны ли сетевые проекты в школе? Почему? Сетевые проекты в школе необходимы. В них создается сетевая среда, которая дает возможность каждому обучающемуся продвигаться в определенном им самим темпе, находить и размещать информацию в оптимальном объеме, участвовать в коммуникации с участниками проекта в реальном и отсроченном времени, взаимодействовать с обучающимися других школ, городов, стран.

Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета.

Средства организации такой совместной деятельности включают:

1) электронную почту;

2) списки рассылок;

     3) электронные доски объявлений

          4) средства поиска информации в Интернете,

5)    социальные сетевые сервисы.

6)    дискуссионные группы, форумы

7)    средства общения в реальном и отложенном времени,

8)    аудио- и видеоконференции.  

Эта деятельность (сетевое общение) организована участниками проекта на специально отведённой для проекта виртуальной площадке, адрес которой доступен для каждого участника проекта.

Для размещения проекта может быть выбрана любая удобная платформа: блог, сайт или вики.

 

За последние 3 года мы со своими ребятами приняли участие в следующих сетевых проектах:

 Всероссийский сетевой проект «Улицы хранят их имена» ( май 2016 Анцифорова Василиса – участник);

 

 

 

 Всероссийский сетевой проект « Новый год у ворот», организованного педагогическим порталом«Gold - творчество»,  (декабрь 2016 команда «Весёлые снеговички»); 

 

 Межрегиональный сетевой проект «Союзмультфильм представляет…» (декабрь 2016, команда «Просто так» - призёр);

 

 

 

Региональный сетевой проект «Очень интересные разные профессии» на сайте www.wiki.vladimir.i-edu.ru (февраль 2017, команда «Умельцы» - 1 место);

 

 

Всероссийский проект «Жизнь дана на добрые дела» по творчеству Е.А. Пермяка », организованного педагогическим порталом«Gold – творчество» (ноябрь 2017, участие).

 

 

В процессе работы над сетевым проектом обучающиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.), могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

Взаимодействуя в сетевом проекте, школьник овладевает метапредметными компетентностями в различных образовательных областях. У школьника формируются такие качества личности, как гибкость мышления, умение вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу. 

Сетевой проект – реальный путь совершенствования не только обучающегося, но и учителя, который будучи вовлеченным в проектную деятельность, вынужден постоянно учиться.

         Что даёт педагогу участие в сетевом проекте? 

         Сетевой проект – это то место, где встречаются обучающиеся и учителя для совместной деятельности, где происходит сотворчество и где образовываются не только дети, но и их педагоги, где в процессе работы обучающиеся обмениваются информацией, результатами собственных и совместных разработок, совместно редактируют документы, таблицы, презентации, получая, таким образом, сетевые образовательные продукты. При этом педагог повышает свою квалификацию, осваивает новые сервисы, проводит мониторинг сформированных компетентностей обучающихся. А также меняет свою позицию учителя: он становится координатором, наставником, тьютором, помогая участникам проекта продвигаться в проекте. 

          Какие навыки развиваются у школьников? 

         Взаимодействуя в сетевом проекте, школьник овладевает метапредметными компетентностями в различных образовательных областях. Кроме этого школьник овладевает еще и дистанционными компетенциями. У школьника формируются такие качества личности, как ответственность в принятии решений, гибкость мышления, умения решать проблему, вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу. 

         Существуют требования, которыми должен обладать сетевой проект:

1)    обучающиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;

2)    работа, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна;

3)    организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы;

4)    основным видом деятельности является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета;

5)    возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов;

6)    систематическая практика в совместной деятельности формирует самостоятельность и ответственность за собственную работу и работу всей группы;

7)    обучающиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.).

         Результатом реализации любого проекта, в том числе и сетевого, является создание проектного продукта. Продуктом проектной деятельности являются газеты, составление и публикация задач, диафильмы, мультимедийные презентации, выставка рисунков, словарик устаревших слов, подборка фразеологизмов и многое другое.

         Начиная работу над проектом, наверняка каждый задумывается над тем, будет ли созданный проектный продукт использоваться дальше и будет ли полезен не только организаторам, координаторам и участникам.

         Несомненно, что проектный продукт, который будет создаваться в ходе проведения проекта, должен быть практически ориентированным и востребованным после окончания проекта учителями и обучающимися при прохождении учебной программы. Как этого добиться? Этого можно достичь только при выполнении ряда условий:

· в первую очередь, проект должен быть ориентирован на изучение учебных разделов или тем какой-либо предметной области, основываясь на стандартах (чаще всего это бывает окружающий мир и литературное чтение);

· для создания проектного продукта необходимо использовать хорошо изученные обучающимися веб-сервисы. Каждый раз в проект приходят новички, а значит, должны быть подробные инструкции к выполнению заданий, с которыми они смогут разобраться самостоятельно;

· организатор проекта должен предусмотреть, что выбранная информационная технология для создания проектного продукта поможет обучающимся продемонстрировать свои знания и умения;

· содержание заданий проекта должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся и быть для них интересными;

· создавая проектный продукт именно сетевого проекта, необходимо понимать, что принимать участие будут обучающиеся с разных уголков нашей страны, а значит, задания должны помочь раскрыть специфику своего региона и не должны ущемлять обучающихся из маленьких и отдалённых школ.

         Очень часто бывает, что при подготовке к урокам не хватает катастрофически времени для поиска дополнительного материала. В этом как раз и помогают сетевые проекты, а точнее, их проектные продукты. Это прекрасный материал для проведения уроков, внеклассных мероприятий.

 

         Как показывает практика, новые формы организации занятий во внеурочной деятельности позволяют эффективно формировать универсальные учебные действия обучающихся, развивать познавательную и творческую активность. Участвуя в сетевых проектах, обучающиеся углубляют знания, проявляют свои способности; реализуют творческие возможности; приобретают опыт работы с сетевыми и телекоммуникационными средствами.

        Таким образом, сетевой проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Сетевой проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод, что участие обучающихся в сетевых учебных проектах во внеурочной деятельности является эффективной формой учебной деятельности, способствующей повышению мотивации к изучению и выполнению требований ФГОС.

          Хочу сказать как хорошо, что мы приобрели такой опыт. Не всё было гладко, но это не важно. Главное, мы попробовали! А останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Дети довольны, а значит, счастливы!

 Не надо бояться нового! Дорогу осилит идущий!

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"